Воскресенье, 25.06.2017, 01:25
Главная
Регистрация
Вход
ALL POPULAR MUSIC
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Starmusic Форум » AllMusic Новости » ALL POPULAR MUSIC Новости » Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954 (Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954)
Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954
starmusicДата: Пятница, 12.09.2008, 02:20 | Сообщение # 1
***Admin***
Группа: Администраторы
Сообщений: 4978
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ
1879-1954

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье Бехтеевых, род которых известен с 1571 года. В семье были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир.

Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844-1911), личность незаурядная и многогранная, посвятил всю свою жизнь служению России: от мирового судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и до члена Государственного Совета в чине действительного тайного советника. В своем родном Ельце открыл первый в России хлебный элеватор, отделение Государственного Банка, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону и многое другое.

Из юношеских лет поэта известно, что он воспитывался и обучался в Императорском Александровском Лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин.

Вместе с высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году, по окончании Лицея, издал сборник стихов с посвящением Государыне Императрице Марии Федоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни Марии Федоровны.

Затем он поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.

В 1911 году умирает отец.

Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее звучат в его стихах ноты верности и любви к Государю.

С началом войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет как офицер привилегированного полка. Здесь он удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами, после которого остаются в его стихах теплые и светлые строки: Вновь война, опять ранение в грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине. Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.

День 2 марта застает Сергея Сергеевича на Кавказе. Здесь он пишет стихотворение "Телеграмма".

В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился в родной Елец, где на пепелище отчего дома написал пять стихотворений:

"Молитва", "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным" и "Святая ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. А стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде листовок и раздавались жителям Одессы.

С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить "гибнущей отчизне", и уезжает в Добровольческую армию.

В свои последние годы в России (1918~1920) он разделяет все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В некоторых военных газетах выходят его стихи, один из них посвящен памяти атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не становясь, как многие из его соратников, ни республиканцем, ни демократом.

11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с православными жителями Белого Крыма дни покаяния.

В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт со множеством русских изгнанников находит приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство С.Х.С.) под покровительством молодого короля Александра I.

В 1920-1929 годах жизнь и творчество Бехтеева проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый Футог, Осек.

В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при дворе Государя, издает первый выпуск стихов "Песни русской скорби и слез". В 1925 году выходит его автобиографический роман в стихах "Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью пишет о реальных причинах поражения Добровольческой армии.

В Белграде в 1926 издает газету "Русский стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов "Песни сердца". Темы его стихов: трагедия России, Государя, предательство Царя ближайшим окружением, предательство "белой идеи", надежда на воскрешение России. По-прежнему он внимательно следит за тем, что происходит в России, примечая каждое духовное событие ("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в творчестве Бехтеева встречаются рыцарские мотивы, что отчасти связано с историей его родного Кавалергардского полка, которому Павел I пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое офицерами Царской армии.

В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.

С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов "Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят четыре сборника его стихов "Святая Русь". До 1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма "Державной Божией Матери". На его средства и его трудами в храме были устроены два иконостаса: Державной Божией Матери и преп. Серафима Саровского, за что он был удостоен особой благодарственной грамоты.

В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение "Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.

Последний IV выпуск сборника "Святая Русь" Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце "Дом отдыха" для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.

События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За веру, Царя и Отечество" была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России.


))))V I P((((
 
starmusicДата: Пятница, 12.09.2008, 02:22 | Сообщение # 2
***Admin***
Группа: Администраторы
Сообщений: 4978
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
БЕХТЕЕВ В СЕРБИИ

Сергей Сергеевич Бехтеев

Светлой памяти царского поэта

Сербский период жизни русского поэта-воина Сергея Сергеевича Бехтеева остается и по сей день не только малоизученным, но и во многом загадочным. Имеющиеся в печати сведения о пребывании его в дружеской стране южных славян, приютившей после кровавой гражданской войны десятки тысяч русских изгнанников, весьма скупы и почти исключительно дублируют друг друга, перекочевывая из одних публикаций в другие. Мы почти ничего до сих пор не знаем о личной жизни поэта, его друзьях, интересах, знакомствах, переписке. Мои неоднократные попытки связаться с одним из сербских исследователей творчества Бехтеева Алексеем Борисовичем Арсеньевым из Нови Сада пока не увенчались успехом. Проживающий в Брюсселе двоюродный внук поэта, священник Николай (Семенов) ответил через посредника, что все, что имел о Бехтееве передал в Россию В статьях одного из ведущих в России специалистов по Бехтееву доктора филологических наук из Санкт-Петербурга Сергея Николаевича Азбелева сербский период жизни поэта также обозначен предельно кратко.Dr. Владимир Константинович Невярович - Фото оскверненного поныне фамильного храма Бехтеевых во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Липовка, Липецкой области, Задонского района

Однако благодаря поистине подвижнической деятельности авторского редакционного коллектива Успенского подворья Оптиной Пустыни (Санкт-Петербург) в 2002 году свет увидел наиболее полный на сегодняшний день поэтический бехтеевский сборник с названием «Грядущее», куда включены за исключением автобиографического романа в стихах «Два письма» практически все прижизненно изданные стихотворения поэта. Так что настоящая статья, более базируется не на мемуарных источниках и документах, а на анализе самих творениях души и сердца поэта, запечатленных им в слове для Грядущего.

Достоверно известно, что Сергей Сергеевич Бехтеев постоянно проживал в Сербии на протяжении 9 лет: с 1920 по 1929 гг. За это время ему удалось издать 4 сборника своих стихов (до этого в России был издан в 1903 году лишь единственный сборник, тогда еще совсем молодого выпускника Императорского Александровского Лицея Сергея Бехтеева).

Один из бехтеевских сборников сербского периода жизни поэта - «Два письма» (1925 год), носит сугубо личный, автобиографический характер и, к сожалению, пока является малодоступным для большинства исследователей. Три остальных имеют ярко выраженную гражданственную патриотическую направленность, о чем свидетельствует и само название первой книги сербского периода жизни поэта: «Песни русской скорби и слез» (два самостоятельных выпуска осуществлены в 1923 году).

Кроме поэтического творчества Бехтеев, судя по имеющейся информации, вел активную общественно-политическую деятельность, устраивал публичные выступления, входил в состав правого монархического крыла русского зарубежья. А по данным орловского исследователя К.Б.Грамматчикова создал даже организацию "Железный союз долга и чести", а также какое-то время с 1924 года (до ссоры с Великим князем Кириллом Владимировичем) , возглавлял Русский легитимно-монархический союз.

Сербский период с полным основанием можно отнести не только к наиболее плодотворным в творческом плане, по степени интенсивности и насыщенности, но и обозначить как определяющий , а вместе с тем и утверждающий, связующий и цементирующий весь сплав предыдущего поэтического наследия поэта с будущим заключительным финальным этапом творчества. В Сербии продолжает оттачиваться техника стихосложения, укрепляется самобытность стиля, окончательно утверждаются жизненные идеалы и ценности, верность которым поэт сохранит до конца своих дней.

Всего, согласно моему подсчету на основании сборника «Грядущее, в Сербии было создано порядка75 стихотворений, под которыми обозначена география их рождения: Новый Футог, Старый Футог, реже: Нови Сад, Бачка, Осек; иногда же под стихами обозначено просто: Сербия или Королевство С.Х.С.

Касаясь же тематики Бехтеевского поэтического творчества сербского периода следует констатировать, что Бехтеев остается всецело верен себе. Его сердце принадлежит исключительно России. Он вновь и вновь переосмысливает произошедшую трагедию в любимой отчизне, еще более крепнет его убежденность в Истине Православия и вера в Царское Державное предназначение России в судьбах всего мира. Он продолжает мучительно искать правду Божию для спасения родины и находит ее лишь в путях всенародного покаяния и слезных молитв:

В дни когда мы все неволимся
Телом, разумом, душой,
Миром Господу помолимся
За грехи страны родной

(Миром Господу помолимся
Старый Футог
4 апреля 1921)

Вот характерные строки, которые вполне можно было бы отнести к категории центрально-определяющих лейтмотив бехтеевской поэтической мысли.

Судя по поэтически озвученным своим убеждениям, поэт не питает иллюзий в деле спасения Отчизны к белым генералам, тем паче красным вождям, которых он именует «каннибалами»:

Нет!не белым генералам,
Не эсеровским вождям
И не красным каннибалам
Нас вернуть к счастливым дням
Спаситель

Королевство С.Х.С.
1922

Надо сказать, что еще в 1920 году, будучи в рядах белого воинства, Бехтеев прекрасно осознавал абсурдность и искусственность разделения русского народа на красных и белых. В стихотворении Две Армии он писал:

Скроется в вечность година злосчастная,
Снова в единую рать-
Армия белая, армия красная
Дружно сольются опять.

Бехтеев продолжает твердо верить в спасительность для России только Царского Пути и Царской сильной державной удерживающей власти.

Немалое количество стихотворений он посвящает Царю Николаю II и Его Августейшей Семье.

Особой силой, пафосом и гимноподобным величием звучит бехтеевское стихотворение Царь, написанное в 1923 году. Каждая строка этого стихотворения и ныне врезается в душу и вызывает чувства восхищения и достоинства нашими Великими державными Вождями:

Царь-это Солнце блистательной славы;
Царь-это гордость страны,
Грозная сила могучей державы,
Страшный врагам без войны.
Царь –это вера и правда святая;
Звон златоглавых Церквей,
Русь богомольная, Русь вековая
Дедов…отцов…сыновей.
Царь –это вдовьи отертые слезы,
Труд безмятежный в глуши;
Царь-это лучшие, светлые грезы
Любящей русской души!

Большой интерес в Бехтеевском наследии представляет ряд стихотворений, которые с полным основанием можно отнести к пророческим.

Интересно, что в поэтической бехтеевской интерпретации евангельской темы об Апостолах Иисуса Христа звучат слова, которые с не меньшим основанием можно отнести к самому автору стихотворения, именующего себя от первого лица «Сыном Грома»:

Я чужд коварства и порока,
Мне зло и трусость не родня,
Я-голос вещего пророка,-
Сын неба, моря и огня.

Вот отчего я век гонимый,
Вот почему гласит молва,-
Что для людей невыносимы
Мои правдивые слова.

(СЫН ГРОМА
Сербия
1924)

Пророческие стихи Бехтеева –это отдельная тема для разговора и предметных исследовательских работ. Сегодня с полной долей очевидности можно утверждать, что поэт действительно был наделен от Бога каким-то удивительным даром прозрения будущего. В своих стихах он ясно видит и уверенно говорит о возрождение веры на Руси, прославлении в лике святых Царственных Мучеников, про возведение величественного храма на месте зверского убиения невинных Царственных страдальцев, а также сообщает много иных событий, о которых в те годы мало кто мог, вероятно, даже и подумать, но все они в точности сбылись. Все это дало основание многим исследователям творчества Бехтеева именовать его не иначе как «поэт-пророк». Но более все-таки уместным видится мне то прекрасное благозвучное имя (прозвище), которое получил Бехтеев еще при жизни от современников и которым сам назвал один из своих поэтических сборников: «Царский гусляр».Dr. Владимир Константинович Невярович - Фото оскверненного поныне фамильного храма Бехтеевых во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Липовка, Липецкой области, Задонского района

В 1929 году Сергей Сергеевич Бехтеев навсегда покидает Сербию, переезжая в Ниццу, где ему суждено будет прожить еще целых 24 года.

СЕРГЕЮ БЕХТЕЕВУ

Твои стихи услышат,
Твои стихи узнают,
Твои стихи в России
Набатом зазвучат.

Твои стихи вернутся,
Твои стихи ворвутся,
Твои стихи воскреснут,
Хоть ныне все молчат.

Твои стихи коснутся
Сознания народа,
Души его и сердца
В заветные года.

Твои стихи благие,
До боли дорогие.
Ко времени вернутся
В Россию навсегда!

+ + +

БЛАГОРОДНОЙ СЕРБИИ

Посвящается
Его Величеству
Королю Александру I

Кому поверить нашу муку
И боль бесчисленных обид,
Кто нам пожмет с любовью руку,
Кто нас в изгнаньи приютит!

Кто с кроткой радостью обнимет
Героев-нищих после сеч,
Кто с честью рыцарской поднимет
За нас священный, славный меч.

Увы, где те, кто к нам стремились,
Где наши прежние друзья?
От нас с презреньем отстранились
Цари, народы и князья.

Одна лишь Сербия родная,
Храня преданье о добре,
Не изменила, нас спасая,
Своей беспомощной сестре.

Одна она в толпе безбогой,
У терний русского венца,
Сестре бездомной и убогой
Осталась верной до конца.

Сергей Бехтеев

Бухта Которская Декабрь 1920 г.

+ + +

В заключении, был бы очень благодарен сербским исследователям творчества моего любимого поэта Сергея Сергеевича за любую информацию, касающуюся Сербского периода его жизни.


))))V I P((((
 
starmusicДата: Пятница, 12.09.2008, 02:24 | Сообщение # 3
***Admin***
Группа: Администраторы
Сообщений: 4978
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Немногим

Блажени изгнании правды ради,
яко тех есть Царство Небесное.
(Мф. V, 10).

Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской,
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой.
Блажен, кто в годы преступлений,
Храня священный идеал,
От повседневных искушений
Умом и сердцем устоял.
Блажен, кто, вписывая повесть
В скрижали четкие веков,
Сберег, как девственница, совесть
И веру дедов-стариков.
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.

Старый Футог, май 1921 г.

Конец русской былины

То не ветер в поле стонет,
То не вьюга горько плачет:
То народ себя хоронит.
Горе пляшет, горе скачет.

В грустном гуле перезвонов
Вдаль несутся панихиды
Бесконечных русских стонов,
Полных скорби и обиды.

Наша старшая Держава!
Пал Орел мечты славянской!
Пали наша честь и слава,
Вера Церкви Христианской.

Плещут стаи волн Босфора;
Блещет месяц на Софии;
Но в Стамбуле дверь собора
Вновь открыта для России.

В грязь затоптан бархат стягов;
В поле сечи - смолкли тризны;
И... опять мы ждем варягов
Для измученной отчизны.

1917 г.

Стихотворение "Конец русской былины" было впервые
напечатано в пасхальном номере газеты "Доброволец",
издававшейся в 1919 г. в г. Кисловодске.

У Креста

Шумит народ, тупой и дикий,
Бунтует чернь. Как в оны дни,
Несутся яростные крики:
"Распни Его, Пилат, распни!
Распни за то, что Он смиренный,
За то, что кроток лик Его.
За то, что в благости презренной
Он не обидел никого.
Взгляни - Ему ли править нами,
Ему ли, жалкому, карать!
Ему ли кроткими устами
Своим рабам повелевать!
Бессилен Он пред общей ложью,
Пред злобой, близкой нам всегда,
И ни за что к Его подножью
Мы не склонимся никогда!"
И зло свершилось! Им в угоду
Пилат оправдан и омыт,
И на посмешище народу
Царь оклеветан... и... убит!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нависла мгла. Клубятся тени.
Молчат державные уста.
Склонись, Россия на колени
К подножью Царского Креста!

1921 г.

Молитва

Посвящается Их Императорским Высочествам
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.

(Стихотворение "Молитва" было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их Императорским Высочествам в г. Тобольск - С.Бехтеев)

Русь горит! Пылают зданья,
Гибнут храмы и дворцы,
Книги, мебель, изваянья,
Утварь, живопись, ларцы.

Гибнет долгих лет нажиток,
Плод тяжелого труда,
Недостаток и избыток,
Накоплявшийся года.

Злобный гений торжествует
Праздник крови и огня;
Он, смеясь, на пламя дует,
Волны красные гоня.

И клубясь и извиваясь,
Пляшут пляску языки,
К небу с свистом поднимаясь,
Гневны, грозны и дики.

Русь горит!.. И безвозвратно
Гибнут перлы красоты.
Так сбываются превратно
Вольнодумные мечты.

1917 г.


))))V I P((((
 
starmusicДата: Пятница, 12.09.2008, 02:28 | Сообщение # 4
***Admin***
Группа: Администраторы
Сообщений: 4978
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Боже, Царя сохрани

Боже, Царя сохрани
В ссылке, в изгнаньи, вдали,
Боже, продли Его дни,
Боже, продли!

Дай Ему силы сносить
Холод и голод тюрьмы;
Дай Ему власть победить
Полчища тьмы!

Да не утратит Он Сам
Веру в мятежный народ;
Да воссияет Он Сам
В мраке невзгод.

Боже, спаси, сохрани
Мать и невинных Детей!
Дай Им счастливые дни
В царстве цепей!

Пусть пред иконой Твоей,
Тихой, вечерней порой
В блеске лампадных огней,
Вкусят страдальцы покой.

Белый, великий наш Царь,
Сирый народ не оставь;
Снова Россией, как встарь,
С славою правь!

Гнусность измены прости
Темной, преступной стране;
Буйную Русь возврати
К милой, родной старине...

Крестное знамя творя,
Молит истерзанный край:
"Боже, отдай нам Царя,
Боже, отдай!"

г. Кисловодск, 1917 г.

Верноподданным
Посвящается дорогим сестрам моим Е. С. и Н. С. Бехтеевым

Не унывай, не падай духом:
Господь рассеет царство тьмы,
И вновь прилежным, чутким слухом
Наш русский гимн услышим мы.

И снова наш Отец Державный
На прародительский Свой трон
Взойдет, как встарь, Самодержавный,
Сынов сзывая на поклон.

И в жалком рубище, нагая,
К стопам великого Царя
Падет в слезах страна родная,
Стыдом раскаянья горя!

И скажет Царь, в уста лобзая
Свою предательницу-дочь:
"Я все простил тебе, родная,
И Сам пришел тебе помочь.

Не плачь, забудь былые ковы;
С тобой я буду до конца
Неси твой крест, твои оковы
И скорбь тернового венца!"

г. Елец, октябрь 1917 г.

Стихотворение "Верноподданным" и следующее за ним "Боже, Царя сохрани" были напечатаны осенью 1917 г. полковником П. С. Толстым и раздавались населению г. Одессы; позднее оба эти стихотворения были доставлены Его Императорскому Величеству в г. Тобольск.

Звонарь

Грозно удары гудят и гудят,
Колокол плачет и стонет;
Пьяный народ под зловещий набат
Совесть навеки хоронит.

Дергает веревье страшный звонарь
С злобой и яростью пьяной;
В зареве красном зловонная гарь
Носится в дымке туманной.

Громко скликает гудящая медь
Чернь на кровавое вече:
Рвется на волю двуногий медведь,
Падая кубарем с печи.

Рушатся кровли церквей и палат,
Падают в парке березы;
Эхом звериным далеко звучат
Вопли, хулы и угрозы.

Челядь под крики и звон топоров
Празднует праздник свободы
С песнями пляшут у ярких костров
Диких людей хороводы.

Льется сивуха; ликует разврат;
Боги летят с пьедесталов;
Зычно скликает погромный набат
К падали красных шакалов.

Шапка упала к ногам звонаря;
Ждать, мол, осталось немного:
Выкинул он из России Царя,
Выкинет кстати и Бога.

Грозно удары гудят и гудят,
Колокол плачет и стонет;
Пьяный народ под зловещий набат
Совесть навеки хоронит.

г. Елец, ноябрь 1917г.

Земля и воля

Тяжелое время всеобщей разрухи,
Как туча, нависло в стране;
И образ ужасный кровавой старухи
Повсюду мерещится мне.
Костлявая тень, с сатанинской улыбкой,
По градам и весям ползет
И, нагло глумясь над народной ошибкой,
К свободе проклятой зовет:
"Вставай, поднимайся, рабочая сила!
Кинжалы и косы востри:
Я долго боролась, но я победила,
И пали в России Цари!
Проснись, раскачайся, народ сиволапый,
Я черный вам дам передел:
Удвойте, утройте мужичьи нахрапы,
Делите господский надел.
Не бойтесь возмездья, не бойтесь расплаты,
Спешите за мной, удальцы!
Мозолистой дланью громите палаты,
Сжигайте дома и дворцы"...
Пылает кровавое зарево неба,
Пылают усадьбы подряд,
Пылают адоньи свезенного хлеба -
И красные галки летят.
Ликует и пляшет с народом старуха
Под грозный, погромный набат;
Мила ей всеобщая наша разруха,
Наш общий, смертельный разлад.
Гремят и несутся хулы и проклятья,
Чернь празднует вольную новь,
И в пьяном неистовстве режутся братья,
И льется крестьянская кровь!

г. Орел, декабрь 1917 г.

Великий Хам

Он идет, великий Хам,
многорукий, многоногий,
Многоглазый, но без-богий
Беззаконный, чуждый нам.

Слышим, слышим - это он
С грубой наглостью смеется;
Это он галдит, плюется
И смердит со всех сторон

Посмотри - он на глазах
Топчет розы, рушит зданья,
Вековые изваянья
Повергая дерзко в прах.

Видишь - он уж здесь и там,
Возле нас и вместе с нами;
Мы стоим пред ним рабами,
Шепчем: "Сжалься, грозный Хам"

"Шапки к черту предо мной!
Я пришел, стихийно-дикий!
Я - ваш царь, я - Хам великий,
Вам ниспосланный судьбой.

В красной пляске круговой
Храмы я, смеясь, разрушу;
Вырву сердце, вырву душу
У живущих головой.

Я заставлю пред собой
Колебаться в страхе троны;
Я к ногам своим короны
Брошу с дьявольской хулой.

Позабудьте навсегда
Знанья, роскошь и искусства:
Я вам дам иные чувства,
Чувства, чуждые стыда.

Так иди ж на общий пир,
Зверь стобрюхий, многоликий;
Я - ваш царь, я - Хам великий;
Я сотру культурный мир!.."

г. Орел, март 1917 г.

Свобода

Желанное, светлое слово - "свобода"!
Прекраснейший лозунг на вид,
В устах исступленного зверя-народа
Преступной насмешкой звучит.

Свобода - темница! Свобода - оковы!
Свобода - законный грабеж!
Свобода - венец, как и прежде терновый!
Какая ужасная ложь!

г. Орел, апрель 1917 г.


))))V I P((((
 
starmusicДата: Пятница, 12.09.2008, 02:30 | Сообщение # 5
***Admin***
Группа: Администраторы
Сообщений: 4978
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Мой народ

Среди скорбей, среди невзгод,
Всегда я помню мой народ;
Не тот народ, что ближним мстит,
Громит, кощунствует, хулит,
Сквернит святыни, нагло лжет,
Льет кровь, насилует и жжет,
Но тот народ - святой народ,
Что крест безропотно несет,
В душе печаль свою таит,
Скорбит, страдает и молчит,
Народ, которого уста
Взывают к милости Христа
И шепчут с крестного пути:
"Помилуй, Господи, прости!.."

1937 г.

В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.

И в дни народной деспотии
В бродяге нищенке простой
Никто не узнает России
И не считается с тобой.

Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!

г. Орел, апрель 1917 г.

Россия

Была Державная Россия,
Была великая страна
С народом мощным, как стихия,
Непобедимым, как волна.
Но, под напором черни дикой,
Пред ложным призраком "сво-бо-д"
Не стало Родины великой
Распался скованный народ.
В клочки разорвана порфира,
Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира,
О, Русь, на жалкий твой конец!
Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов,
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!
В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.
Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!

1917 г.

Стихотворение "Россия" осенью 1917 года было послано Их Императорским Величествам в г. Тобольск. В 1919 г. оно было впервые напечатано в газете "Доброволец", выходившей в г. Кисловодске, а позднее было опубликовано в №2 газеты "Царь-Колокол" от 31 августа 1920 г., издававшейся в г. Севастополе Н. П. Измайловым.

Моя вера

Не должен, не может
Народ мой великий
Бесовское рабство влачить,
Он все одолеет, он все превозможет,
Сумеет себя воскресить.
Он встанет из праха,
Воскреснет из тленья,
С очищенной скорбью душой,
Познавший обиды и ужас паденья
В пучине крамолы людской.
Ведомый ко благу Господней десницей,
Сквозь дебри житейских невзгод,
Он встанет как Лазарь,
Из смрадной гробницы,
И к Божьим стопам припадет.

1931 г.

Немногим

Блажени изгнании правды ради,
яко тех есть Царство Небесное.
(Мф. V, 10).

Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской,
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой.
Блажен, кто в годы преступлений,
Храня священный идеал,
От повседневных искушений
Умом и сердцем устоял.
Блажен, кто, вписывая повесть
В скрижали четкие веков,
Сберег, как девственница, совесть
И веру дедов-стариков.
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.

Старый Футог, май 1921 г.

Конец русской былины

То не ветер в поле стонет,
То не вьюга горько плачет:
То народ себя хоронит.
Горе пляшет, горе скачет.

В грустном гуле перезвонов
Вдаль несутся панихиды
Бесконечных русских стонов,
Полных скорби и обиды.

Наша старшая Держава!
Пал Орел мечты славянской!
Пали наша честь и слава,
Вера Церкви Христианской.

Плещут стаи волн Босфора;
Блещет месяц на Софии;
Но в Стамбуле дверь собора
Вновь открыта для России.

В грязь затоптан бархат стягов;
В поле сечи - смолкли тризны;
И... опять мы ждем варягов
Для измученной отчизны.

1917 г.

Стихотворение "Конец русской былины" было впервые
напечатано в пасхальном номере газеты "Доброволец",
издававшейся в 1919 г. в г. Кисловодске.

У Креста

Шумит народ, тупой и дикий,
Бунтует чернь. Как в оны дни,
Несутся яростные крики:
"Распни Его, Пилат, распни!
Распни за то, что Он смиренный,
За то, что кроток лик Его.
За то, что в благости презренной
Он не обидел никого.
Взгляни - Ему ли править нами,
Ему ли, жалкому, карать!
Ему ли кроткими устами
Своим рабам повелевать!
Бессилен Он пред общей ложью,
Пред злобой, близкой нам всегда,
И ни за что к Его подножью
Мы не склонимся никогда!"
И зло свершилось! Им в угоду
Пилат оправдан и омыт,
И на посмешище народу
Царь оклеветан... и... убит!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нависла мгла. Клубятся тени.
Молчат державные уста.
Склонись, Россия на колени
К подножью Царского Креста!

1921 г.

Молитва

Посвящается Их Императорским Высочествам
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.

(Стихотворение "Молитва" было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их Императорским Высочествам в г. Тобольск - С.Бехтеев)

Русь горит! Пылают зданья,
Гибнут храмы и дворцы,
Книги, мебель, изваянья,
Утварь, живопись, ларцы.

Гибнет долгих лет нажиток,
Плод тяжелого труда,
Недостаток и избыток,
Накоплявшийся года.

Злобный гений торжествует
Праздник крови и огня;
Он, смеясь, на пламя дует,
Волны красные гоня.

И клубясь и извиваясь,
Пляшут пляску языки,
К небу с свистом поднимаясь,
Гневны, грозны и дики.

Русь горит!.. И безвозвратно
Гибнут перлы красоты.
Так сбываются превратно
Вольнодумные мечты.

1917 г.


))))V I P((((
 
starmusicДата: Пятница, 12.09.2008, 02:31 | Сообщение # 6
***Admin***
Группа: Администраторы
Сообщений: 4978
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Замечательные стихи писал Сергей Бехтеев. Настоящие русские и православные. А "Молитва", вообще, шедевр.
Не тех поэтов проходят в школах.


))))V I P((((
 
Starmusic Форум » AllMusic Новости » ALL POPULAR MUSIC Новости » Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954 (Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954)
Страница 1 из 11
Поиск:


| Copyright MyCorp © 2017 | |